Как работает креативность в бизнесе. Алан Ини

Загрузка...

С одной стороны, сегодня, когда срок жизни идей неуклонно сокращается, креативность бизнеса нужна как воздух. С другой - руководителям несколько надоели бесконечные разговоры о важности мышления вне привычного, что, в конце концов, вполне понятно. Ведь слишком часто творческий поиск персонала напоминает «парения в небесах», от которого компания не получает никакой пользы.

Как использовать креативность для решения реальных бизнес-проблем? Об этом рассказал Алан Ини (Alan Iny), старший специалист Boston Consulting Group по вопросам творчества и сценарного планирования, соавтор книги «Thinking in New Boxes» («Мышление в новых рамках»), отвечая на вопросы во время разговора, состоявшегося на LinkedIn .
Алан Ини о бизнесе и менеджменте

Понятие «творчество» и «инновация» иногда отождествляются? В чем же заключается различие между ними? 

Сущность творчества в изменении вашего восприятия, зато под инновацией следует понимать модифицирование реальности. Создавая инновационные решения, вы-то совершенствуете для того, чтобы вещь стала дешевле, богаче на функциональность или просто интересной. Креативность же означает изменение способа видения мира, что может дать вам возможность увидеть новые продукты, переосмыслить бизнес-процессы или трансформировать целую отрасль.

 

Инструменты генерирования новых идей могут использоваться как одним лицом, так и группами людей. Как при этом изменяются механизмы их действия?

В общем, в обоих случаях действует одна и та же базовая основа: нужно поставить под сомнение глубоко укоренившиеся предположения; исследовать мир, который нас окружает; мысленно разобрать то доли, а затем собрать вновь в какой необычным образом. Если через такой процесс проходит один человек, сделать это, скорее всего, будет гораздо труднее.

Но если компании для творческих размышлений у вас все же нет, я бы посоветовал использовать вот такой прием: представьте себя на месте другого человека (или даже себя самого в другой период вашей жизни). Поставьте, скажем, такие вопросы: Как бы я подошел к решению этой проблемы в свой первый год на студенческой скамье ?; как это сделала бы моя бабушка ?; а как - руководитель Apple?

Лично я больше люблю работать с группами, ибо творчество любит многообразие. Столкновение взглядов, испытания новых комбинаций, проведение неожиданных аналогий между совершенно разными вещами, - это сделать гораздо легче, когда вместе собираются очень разные люди. Если же креативная сессия проходит в форме мозговой атаки, то очень важно как можно четче сформулировать проблему и определить все параметры ее решения. При таких условиях «штурм» пройдет труднее, но в отличие под распространенного подхода (надо отпустить всех в «свободный полет»), возрастает вероятность того, что он принесет хоть какой результат.

Но реально изменить мировоззрение, скажем, игроков очень консервативной отрасли?

Если вы будете пытаться убедить кого бросить курить, то недостаточно просто сказать человеку: «все - заканчивай с этим». Нужно выяснить - какие ее мотивы и на какие рычаги можно нажать, чтобы получить результат. В бизнесе все аналогично. Итак, возникает вопрос: почему в области нет компаний, которые бы стремились вторить путь к изменениям? Возможно потому, что фирма зарабатывает достаточно - поэтому ее менеджеры не стремятся делать лишних движений? Или просто предпочитают не рисковать? А может они не в состоянии мыслить категориями длительной перспективы? Только вы поймете метательные рамки, которые определяют действия руководителей, вы реально сможете на них влиять.

 

Как адаптировать креативный процесс к различным контекстов?

Вы можете пытаться побудить кого заняться сбросом лишнего веса, а кого - начать разрабатывать новую бизнес-стратегию. Понятно, что в обоих случаях ваша тактика кардинально отличаться. Но по сути все многообразие ситуаций сводится к вопросу изменения ментальных моделей.

 

Один из моих самых любимых примеров - это BIC. Родившись как производитель шариковых ручек, компания очень хорошо зарабатывала на этом деле. Поэтому, если бы вы предложили кому из работников BIC представить несколько, чтобы выходило бы за рамки привычного, он, скорее всего, предложил бы ручки с несколькими стержнями, логотипами, чернилами стираются т.д.. Зато если у кого появилась идея производить зажигалки или лезвия, то все бы решили, что человек с ума. «Ты что? Мы же - производители ручек », - сказали бы ему. 

Поэтому, воспринимая себя как производителя ручек, вы могут увидеть другие возможности. Зато, если вы сдвиньте вашу интеллектуальную «коробочку» где в сторону, то сможете посмотреть на мир совершенно иначе. «Но мы производим пластиковые изделия разового использования», - воскликните вы. И тогда идея зажигалок и лезвий выглядеть вполне логичным.

Но что нужно для того, чтобы изменение образа мышления принесла материальные плоды? Давайте представим, как это могло происходить в BIC. Наверное, директору по производству пришлось изрядно поломать голову над тем, как переоборудовать производственные линии, чтобы они предоставлялись для выпуска других товаров. А руководитель подразделения, вероятнее всего, бросился на поиски новых дистрибьюторских каналов. Не исключено, что глава компании всей душой прикипел к идее «мы - производитель ручек», а потому - столкнулся с необходимостью личностной трансформации. Словом, я хочу сказать: в разных ситуациях ваша тактика убеждения людей в необходимости изменений существенно отличаться. »Подробнее на Amazon

 

А как бы Вы объяснили свое выражение «не существует вечно актуальных идей»?

Наши ментальные модели (или «коробочки») эволюционируют, например, от «мы - производитель ручек» к «мы производим пластиковые изделия разового использования» или от «нашей стратегией является Х» до «нашей стратегией является Y». Мир также меняется быстрее или медленнее, но он никогда не останавливается. И любая из наших ментальных моделей непременно устаревает. Поэтому не существует вечных идей - посему Ford Model T, ни iPhone, ни пенициллин, ни во что другое не могло и не может рассчитывать на вечную жизнь.

 

По моему мнению, главная задача руководителя определить, какой должна быть следующая ментальная модель. И здесь критически значимым является временной фактор. Так, если бы создатели YouTube вывели свой сервис на рынок на пять лет раньше, идея не сработала бы, потому что тогда мало кто имел доступ к широкополосному интернету. А если бы они сделали это на пять лет позже, мы пользовались бы с другой видеохостинга.

Алан Ини о бизнесе и менеджменте выстпуление

Реально все же сбалансировать творческий процесс с необходимостью обеспечить эффективность операционной деятельности?

И вновь я обращаюсь к примеру BIC: когда компания переключилась на выпуск зажигалок и лезвий, производство ручек оставалось важным источником ее дохода - и это через 40 лет после появления новой ментальной «коробочки»! В этом и заключается весь смысл: нужно найти баланс между привычными усовершенствованиями того, что уже есть, и трансформационными идеями - поскольку бизнесу нужно и то и другое. Вспомним первый iPhone - в первую очередь это был прорывной продукт, который, к тому же, был и прибыльным. Но следующие поколения iPhone - это продукты высоко прибыльные, но гораздо менее трансформационные.

 

 

Ошибки компаний зачастую убивают в них креативность?

Я бы сказал, что антиподом таких ошибок является практика, когда компании дают возможность своим работникам говорить правду - не соглашаться с любым. Надо научиться оценивать идеи, исходя из их реальной стоимости, а не из того, на какой ступени иерархии находится их автор. Не менее важным является умение интегрировать идеи, генерируемые в разных местах. А кроме всего, следует дать каждому (или хотя бы почти каждом) работнику фирмы возможность экспериментировать.

 

 

Отсутствие страха перед провалом - одна из важных предпосылок успеха творческого процесса. Но, придерживаюсь этого принципа на практике, можно подвергнуть бизнес на большую опасность ...

Американский химик Лайнус Полинг (Linus Pauling) говорил, чтобы получить хорошую идею нужно иметь много идей (наверное ему как дважды Нобелевского лауреата стоит поверить). В конце концов, если просто следовать логике закона больших чисел, то какие бы критерии вы не устанавливали для определения «хорошей идеи», если у вас появится много замыслов, - среди них будет куча посредственных, а также несколько вполне скверных идей. Не обошлось этого и BIC. Несмотря феноменальный успех ее разовых лезвий, зажигалок, а теперь и мобильных телефонов, идея нижнего белья или досок для серфинга из пластика мало кому пришлась по душе.

 

Доказывая принцип «не бояться неудач» в крайности, иногда можно встретить гениальную идею, но, вероятнее всего, большинству из нас так и не удастся изменить мир. Поэтому здоровый скептицизм + определенная доля сомнения - это гораздо практичнее подход.

Однако есть на свете компании, которые смогли создать культуру , в которой так называемые конструктивные провалы не влекут за собой неблагоприятные последствия. В частности, в фармацевтической отрасли применяется практика: если исследователь проработал несколько лет над препаратом, который не прошел через горнило тестирований, то, как правило, это не сказывается отрицательно на его карьере. А почему бы технологическим компаниям и производителям потребительских товаров не действовать аналогично?

 

Как Вы считаете, современные компании переживают период взлета креативности или, наоборот, творческого спада?

Мой ответ - и да, и нет. Бесспорно креативность в организациях сейчас на подъеме - интересные идеи в них не редкость. Но любая коллизия идеи с новой средой, сформировавшееся в результате неожиданных изменений, создает конфликт и потенциально кризис креативности. Хорошим примером может послужить проблема глобального изменения климата, где такой кризис очевидна. В ее основе - устаревшие предположения, не адаптировались к изменяющемуся миру.

Можно привести огромное количество примеров ментальных «коробочек», утратившие актуальность. Такие интеллектуальные модели требуют замены - значит, мы имеем дело с кризисом, которая одновременно является ситуацией, в которой изменения происходят быстрее, чем обычно. А это открывает для нас множество новых возможностей.

Загрузка...

Скопировать и поделиться:

Анонс: Как работает креативность в бизнесе. Алан Ини С одной стороны, сегодня, когда срок жизни идей неуклонно сокращается, креативность бизнеса нужна как воздух. С другой - руководителям несколько надоели бесконечные разговоры о важности

Читайте также:

Ключевые слова статьи: интервью, о креативном бизнесе, Алан Ини, советы о новом бизнесе, консалтинг.
© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » Как работает креативность в бизнесе. Алан Ини