Народная медицина украинцев - магия и верования в Украине. Часть вторая.

Загрузка...
Распространенным в восточнославянских народов было использование можжевельника (конечно, в местностях, где распространенное растение). Гуцулы окуривали жилье ветвями можжевельника и раскладывали костры на дорогах, ведущих из зараженных мест. Жители Полесья во время эпидемий развешивали в доме на стене ветви можжевельника и окуривали дымом из них комнату, в которой лежал больной. Иногда через горящий можжевельник переступали или перелезали, веруя, что это избавляет от болезни. На других территориях в аналогичных случаях использовали вереск или грязь болотное.Народная медицина украинцев - магия и верования в Украине. Часть вторая.
 
К профилактическим мерам от недугов, которые использовали наши предки, является полоскание ротовой полости хреном, настоянным на вине или пиве. В настоящее время доказано наукой, что такой способ помогает предотвратить цинге и способен уберечь от заражения холерой. 
 
Христианство наложило отпечаток на верования восточнославянских народов, большое внимание в лечении оказывали растениям. Например, в народном воображении ива посвящена в воскресенье перед Пасхой, имела огромную силу. Посвятив в церкви, ее несли домой и ударяли ней всех членов семьи, чтобы обеспечить их здоровьем на целый год.
 
В некоторых местностях с профилактической целью рекомендовали есть ивовые почки. В западных областях Украины давали детям, чтобы не болело горло и чтобы не заболеть малярией.Белорусы потребляли по «9» ивовых почек с целью профилактики малярии и боли зубов.
 
Некоторые обереги имели узко локальное применение. Любисток, пример, в народном воображении жителей Карпат считался снадобьем, что избавляет от укуса гадюки, такими свойствами наделяли также валериану и аконит.
 
У многих народов этнографами зафиксировано употребление такого охранного средства от укуса гадюки как ясень. Веровали, что ветви десневого дерева, сок, кора и пепел способны парализовать гадюку.
 
Ряд растительных оберегов имел общеславянских или общеевропейский характер, а бытования некоторых верований зафиксировано даже в очень удаленных друг от друга народов. Так, всем восточнославянским народам свойственно верования, сорванный на Ивана Купала полынь (в некоторых местностях чернобыль, то есть полынь обыкновенная) имеет свойства предотвращать боли пояснице. С этой целью им перевязи поперек в этот день. Как видим, растения, на протяжении веков служили надежным источником лекарственных средств, очень часто выступают как обереги.
 
Цикл профилактических мероприятий наших предков очерчивался формуле «грех». Грехом считалось есть яблоки до Спаса, потому что только тогда они должным созревали. А потребление недозрелых могло вызвать различные желудочно-кишечные заболевания. Не годилось также купаться в Купала (7 июля по н. С.), Что несомненно, оправдано, поскольку вода до сих пор еще недостаточно прогревалась.
 
Ходили общеизвестные обычаи, такие как необходимость закрывать посуду с едой, «ведро с водой, чтобы туда не попал черт», запрет есть одной ложкой, чтобы не поссориться, или запрет мыть посуду после заката и тому подобное. Перед тем, как сажать в печь хлеб, надо было подчистую выскрести кадку и закрыть ее, иначе, как в семье кто-то умрет, у покойника будет открыт рот. Беременной следовало выливать перед порогом помои, потому что это отразится на здоровье будущего ребенка и тому подобное.
 
И хотя объяснения таких верований в народе не всегда понятно, целесообразность их очевидна.Подобные запреты хоть и были проявлением иллюзорных представлений о явлениях окружающей действительности, однако их следует рассматривать как определенные профилактически - гигиенические нормы, рациональные в своей основе. Разве по правилам личной гигиены двое едят с одной сосуда или вытираются одним полотенцем? А строгое соблюдение правила обязательно закрывать посуду с пищей или водой, дочиста выскребать кадку, в которой содержат хлеб, разве не является свидетельством заботы о сохранении продуктов питания?
 
Средства профилактики детских болезней связывались с поведением беременной женщины и были проявлением заботы о будущую мать, которую пытались отстранить от тяжелых работ, предохранить от нервных нагрузок. Беременной, например, запрещалось вылезать на печь и перетруждаться, потому что у ребенка будет духота, носить вперед порубленные дрова, так как между ними может попасться клин и тогда у матери или ребенка может быть грыжа. 
 
Нежелательные последствия для будущего ребенка, согласно общеизвестными взглядами, будут иметь место и тогда, когда беременная испугается. В зависимости от факторов, которые вызывали испуг, варьировались последствия. Увидит беременна огонь и, испугавшись, коснется рукой или другой части тела - у младенца на этом месте будет родимое пятно. Испугается собаки, кота или иного домашнего животного и оттолкнет ее ногой - новорожденный будет покрыт шерстью и тому подобное.
 
Многие профилактических мероприятий вытекали из анимистических взглядов населения например на причины болезней. Это, в частности, касалось пошесних болезней - чумы, холеры, которые народ представлял персонифицировано. Эти болезни массово косили население, поэтому в соответствии средства профилактики имели общественный характер. Это, как правило, различные магические действия. Таким был известен везде на восточнославянской территории обычай оборюваты село, обходить его с процессией, ставить в четырех его концах осиновые кресты, производить за одну ночь полотно - своеобразную жертву демону болезни, устраивали обед у церкви и тому подобное.
 
К древним жертвоприношений принадлежат магические действия направлены на предупреждение холеры, которые заключались в том, чтобы на Купальскую ночь, начиная от прядения нитей, соткать полотно. В зависимости от местности его или сжигали до восхода солнца за селом или вешали на икону, хрест.Християнизований характер имели известны во всех славян такие защитные магические средства, как обычай ставить осиновые кресты в четырех углах села и зафиксирован на Гуцульщине обычай устраивать у церкви обеды для убогих. 
 
 Большинство обрядов уходит своими корнями в далекие дохристианские времена, сохраняя древние реликты народного мировоззрения.Так, по мнению исследователя Н. Высоцкого,следы обрядов опахивание надо искать в древних мифологических верованиях, которые в воображении первобытного человека ассоциировались ежегодной сменой зимы весной.
 
С зимой наши далекие предки соединяли представление о сне или смерть природы. С весной - пробуждение жизни. В данном случае опахивание символизировало изгнание смерти, болезни. Древним магическим средством, применяемым при заклинании духов разными народами, был и сам процесс обводки села замкнутой круговой линией. Считали, что пространство, обведен магическим кругом, станет недоступным для злых сил. В этом обряде отразился культ земли.
 
 Сам обряд проходил почти везде одинаково, отличаясь незначительными деталями - составом действующих лиц, магической атрибутикой. Варьировалась количество участников обряда, их возрастной ценз, однако во многих случаях обряд носил публичный характер, что также дает основания говорить о его древнем происхождении.
 
На Украине в опахивание села преимущественно участвовали женщины. В одних случаях - женщины разного возраста, другие - только молодые, еще в других старухи и девушки, иногда - девушки и вдовы. Несколько человек тащили соху, остальные сопровождала их, иногда пением церковных песен.
 
Процессия трижды обходила («оборювала») село. В некоторых местностях этот древний обычай дополняется не менее интересными обрядовыми действиями с отчетливыми следами язычества. Так часто обряд опахивание заканчивался действом «живого» огня, которым окуривали домашний скот.Оборавшы село, женщины разжигали огонь, и иногда бросали туда черную кошку. Этот древний обычай хорошо сохранился во многих этнографических данных.
 
 В период эпидемии холеры часто имел место факт, когда по решению общины, вместе с покойником сжигали живую кошку. Считалось, чтобы не допустить холеры, надо было принести в жертву черного кота, петуха или котенка. По свидетельству исследователей такие животные жертвы в первой половине XIX в. еще были довольно частыми на разных территориях проживания восточных славян.
 
 В народной медицине праукраинцы широко использовали с охранной целью «наузы», «навьязкы», «обереги» тела. В конце XIX - начале XX в. такие обереги широко применялись в народной медицинской практике, чтобы уберечься от малярии. Как свидетельствуют этнографические записи, во многих районах Украины рекомендовалось носить на шее «паучка». Для этого помещали в скорлупу ореха, найденную на дороге высушенную жабу, коготь медведя, рог оленя и тому подобное. Так называемые животные амулеты (когти, зубы и другие органы животных или целые животные организмы) отвечают, очевидно, тотемистические представлениям наших предков и несут следы универсального культа животных. По данным ученых, еще в каменном веке люди носили как обереги зубы и когти хищников, которые должны были уберечь их от всякого зла.
 
Интересно, что в некоторых местностях Белоруссии обереги сохранили давньоньоруську название - «наузы» . По определению В. Даля, «наузы» или «наузы» - часть конской упряжи, чаще всего жесть, которую вешали коню на шею.
 
В древности в «науздах» держали обереги от «урока» - корни растений, бумажки с молитвами и тому подобное.
 
В России за наузы закрепилось название «ладанка» от применяемого с профилактической целью ладана, очень распространенного в эпоху христианства. Название это оказалась чрезвычайно устойчивой «ладанки» их называли тогда, когда употребляли как обереги ладан, а другие предметы, которым воображение населения приписывала лечебно-профилактические свойства.
 
Нередки следует отнести и такую магическое действие как закапывание за перекрестками дорог ладана, осуществлявших участники обряда опахивание села.
 
 Этнографические записи конца XIX - начала XX в. фиксируют широкое применение таких оберегов как металлы и минералы. На Украине во многих случаях охранную функцию выполнял железный нож, клали в колыбель младенцу от урока, брали с собой, когда несли ребенка крестить. До сих пор во многих селах Украины нож кладут под подушку младенца, когда в селе есть похороны. Считается, что так можно защитить ребенка от смерти.
 
По поверью, распространенным на Закарпатье, путнику ничего не угрожает, если при нем был нож.Белорусы, как профилактическое средство от малярии носили железное кольцо, кольцо; чтобы уберечь себя от урока, втыкали в полу рубашки иглу. В данном случае игла несла двойное магическое нагрузки: как железо, и как острый предмет, сам по себе выступал охранным средством от болезней, несчастий, злых духов.
 
Как оберег на домашних дверях у порога прикрепляли железную скобу или подкову, чтобы болезнь не входила в дом, а оставалась на подкове. Во время эпидемии холеры с охранной целью носили на шее или под мышкой зашит в ткань кусочек меди. В качестве профилактического средства в украинский известный бурь (янтарь), хотя использовался он при различных заболеваниях.
Загрузка...

Скопировать и поделиться:

Анонс: Народная медицина украинцев - магия и верования в Украине. Часть вторая. Распространенным в восточнославянских народов было использование можжевельника (конечно, в местностях, где распространенное растение). Гуцулы окуривали жилье ветвями можжевельника и

Читайте также:

© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » Народная медицина украинцев - магия и верования в Украине. Часть вторая.