Бизнес-школы и предпринимательство: как преодолеть пропасть

Загрузка...

Бизнес-школы и предпринимательство: как преодолеть пропасть Стив Бланк (Steve Blank) - серийный предприниматель и автор методологии построения стартапа Lean LaunchPad. Его выступления в Кремниевой долине, которую трудно поразить какими идеями, собирают полные залы разношерстной публики - от барменов до венчурных инвесторов.

Среди учеников Бланка - Эрик Рис (Eric Ries), автор известной книги «The Lean Startup» ( «Экономный стартап» ), в которой освещены основы успешного предпринимательства XXI века. В интервью изданию Poets & Quants Стив Бланк рассказал, почему, по его мнению, учреждения делового обучения не соответствуют требованиям современного бизнеса. Стив Бланк (Steve Blank)

 Стив Бланк (Steve Blank)

Ранее Вы говорили, что с обучением основ предпринимательства в бизнес-школ почти ничего не получается. Изменилось что-то из того времени?

Да, и надо сказать, что изменения происходят настолько быстро, что меня это удивляет. Где четыре-пять лет назад вся программа по предпринимательству ограничивалась «наукой» бизнес-плана. Теперь это не рассматривается как нечто важное для предпринимателя. А если вы еще работаете по старинке, можете считать, что студенты умнее, чем вы. Потому что многие из них мог убедились на собственном опыте: после первых же контактов с клиентами бизнес-план начинает рассыпаться вдребезги. Какой же смысл заставлять ваших слушателей работать над бизнес-планом?

Тем более, что сейчас есть альтернативная модель, которую уже используют Беркли и Стэнфорд. Смысл использования Lean LaunchPad - научить студентов как построить стартап типа lean экспериментальным путем.

 

А каким, по Вашему мнению, будет будущее предпринимательского образования?

Сейчас крупные компании используют стартаперский опыт, но ни одна из бизнес-школ все еще этого не «заметила». Именно корпоративное предпринимательство и инновации станут главной темой следующего десятилетия. Бизнес-школы, которые смогут разработать соответствующие программы, будут «грести деньги лопатой», а их выпускники мгновенно разлетаться по крупным корпорациям.

 

Или бизнес-школы, которые могут похвастаться определенными успехами в области корпоративной инновации?

В основном эта тема и в дальнейшем находится на последних позициях в списке приоритетов этих заведений. Пока я не видел ни одной бизнес-школы, которая бы осознавала потенциал этой идеи. Итак, первопроходцы реально могут захватить все пространство. На самом деле это ниша с огромными возможностями и недовольными потребностями. Сейчас некоторые запускают курсы инновации стартапов. Но тема корпоративной инновации гораздо сложнее, и подходы, которые применяют фирмы- «новички», не работают в крупных компаниях. Литературы же и исследований, посвященных этому вопросу, почти нет.

 

Почему же бизнес-школы не спешат с внедрением вопросов корпоративной инновации в свои программы?

Высшие учебные заведения консервативные по своей природе. С одной стороны, они не могут браться за что-то только потому, что это сегодня модно. Но с другой стороны, из-за своей чрезмерной осторожности университеты рискуют пропустить новые тенденции. Вспомним историю бизнес-школ. Первая MBA-программа стартовала в Гарварде в 1908-м. Мы несколько подзабыли, что ее название звучит так - магистр делового администрирования. Итак, курс был создан с целью подготовки кадров для управления компаниями.

Именно этим бизнес-школы и занимаются уже более 100 лет - стратегия управления, организационная теория, цепь поставок и т. Конечно, в этом нет ничего плохого. Но в течение нескольких последних лет к нам наконец начало доходить: готовя управленцев-исполнителей, мы не готовим тех, кто бы занимался поиском - создавал новые предприятия. Вся сущность заключается в том, что крупные корпорации должны функционировать как стартапы, потому реалии внешней среды сейчас совершенно другие. Китай - глобальный производитель, прозрачное ценообразование ... Поэтому и нужно менять образ мышления руководителей компаний - менять все: то, как они действуют, движутся, подходят к инновации. Бизнес-школам следует подходить к делу так: «Хорошо, мир изменился - так продукт мы должны поставлять корпорациям? Наверное, им нужны как творцы-инноваторы, так и управленцы».

 

А готовы ли Вы предложить что-то, чтобы заполнить этот пробел?

Обучение, процессы, инструменты, процедуры, - все, что используется зрелыми игроками, в контексте стартапов выглядит совершенно иначе. Поэтому нужна целая программа интегрирования стартаперского ДНК в генетический код традиционных корпораций. Перед тем, как разработать программу обучения подхода lean startup для собственно стартапов, я придумал ряд ключевых терминов для стартапов, а именно - «развитие клиентов», «канва бизнес-модели», «итеративный инженеринг», - а потом уже перешел к созданию самого учебного курса. В случае больших компаний путь будет аналогичный. Сейчас я работаю над созданием терминологии для них. Хотя, если честно, пока непонятно, как мы соединим отдельные части мозаики в целостной программе.

 

Какие программы и курсы Вы порекомендовали бы студентам, заинтересованным в корпоративной инновации?

Пройдите все курсы по предпринимательству, которые только сможете - все курсы по корпоративным финансам, а затем задумайтесь, почему они несовместимы. По моему мнению, каждый студент бизнес-школы обязательно должен иметь в своем активе курсы обучения по экспериментальному предпринимательству и по программированию. Точка. Без этого никто не может стать нормальным менеджером. Нет, я не предлагаю всем превращаться на программистов. Но, как вы будете управлять софтверной фирмой, ее бюджетом, разработчиками, если не иметь никакого понятия о программировании? Откуда знать, что такое инновация и каким должен быть ее темп? Как оценивать, скажем, такие вещи - или быстро работает наша программа и или движетесь вы в правильном направлении?

 

Вы проводите курс Lean LaunchPad через Udacity. Считаете ли Вы, что будущее делового образования в онлайне?

Нет, онлайн-программы полезны как доля гибридной программы интенсивного обучения. Так, управляют стартапами не бухгалтер - потому онлайн-курс лучше подходит для того, чтобы дать учредителям представление: что такое cash flow или отчет о прибылях и убытках. Но обучение непосредственно на опыте - это совсем другое дело. Как же Вы предлагаете подойти к обучению основам предпринимательства? Засада №1: как можно скорее убирайтесь вон из классной комнаты. Мы ее используем исключительно для суммирования того, чего люди научились в реальной среде. Конечно, теория нужна, но если готовить хирургов только в аудиториях, не давая им прикоснуться к настоящему пациента, все закончится плохо. С предпринимательством аналогично. Кроме того, не стоит забывать, что стартап - это не большая компания в миниатюре. Ведь игрок, утвердился на рынке, знает - кто его клиенты, кто конкуренты, какую стратегию ценообразования применять ... Зато стартап - это всего лишь серия предположений; нужно сформулировать рабочие гипотезы, а потом их протестировать. Если же гипотезы окажутся ошибочными - следует изменить предположения. Следовательно, это как наука. Для формулирования гипотез мы используем такое понятие, как «канва бизнес-модели». Целью процесса «развитие клиентов» является получение обратной связи; зато процесс «итеративный инжиниринг» используются для создания жизнеспособного продукта, который по мере того, как вы будете учиться, становиться все совершеннее. После того, как наши студенты получают новый материал (это происходит еженедельно), они идут до 10-15 клиентов или партнеров для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы относительно определенного компонента бизнес-модели . А через неделю каждая команда представляет в аудитории свои выводы.

 

То Вы сказали, что лучше предпринимательству может научить сам предприниматель. Впрочем, предприниматели не всегда являются лучшими преподавателями ...

Абсолютно с этим согласен. Преподавание - это настоящее искусство, и какими бы ни были ваши успехи в бизнесе, это не означает, что вы вдруг стали гениальным преподавателем. Я научился преподавать в Беркли - благодаря тому, что администраторы додумались поставить меня в пару с поистине замечательными педагогами. В Стэнфорде я сначала помогал другим в преподавании их курсов (при этом меня постоянно контролировали) - и только после этого получил право вести собственную программу.

 

На что должны обратить внимание желающие учиться на MBA, оценивая бизнес-школу?

Вот вам тест: если программа бизнес-школы на 2015-й год является такой же, как и в 2005-м, это означает, что вы пришли не туда, куда надо. Я люблю приводить пример Стэнфорда, который является университетом, ориентированным наружу. То есть этот заведение непрерывно контактирует как с стартапами, так и с крупными компаниями. Зато некоторые университеты ориентированы внутрь: «мы имеем хороших исследователей, выдаем кучу статей и имеем дело с консалтинговыми фирмами ...», - постоянно говорят они. На самом деле есть огромная разница в скорости и энергии, с которыми и первые, и вторые взаимодействуют с внешней средой. Если вы оказались в университете, зацикленном на себе, считайте, что вам не повезло, потому что мир не стоит на месте. Понятно, что мое мнение субъективно, но я всегда в первую очередь смотрю на то, насколько быстро школа начинает всасывать в себя вещи, которые являются однозначным отображением изменений в мировой экономике (не просто модной идеей или концепцией). Никто не хочет учиться в заведении, продуцирующий менеджеров для управления компанией с прошлого века. Вам нужна бизнес-школа, которая научит, как управлять организациями в следующем десятилетии.


Загрузка...

Скопировать и поделиться:

Анонс: Бизнес-школы и предпринимательство: как преодолеть пропасть Бизнес-школы и предпринимательство: как преодолеть пропасть Стив Бланк (Steve Blank) - серийный предприниматель и автор методологии построения стартапа Lean LaunchPad. Его выступления в Кремниевой

Читайте также:

Ключевые слова статьи: бизнес школы, стоит ли учиться, программы, платные, мба, бизнес, обучение, образование, предприниматель.
© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » » Бизнес-школы и предпринимательство: как преодолеть пропасть