Сноб Курпатов, головоломка - сноб Курпатов Духовных Скреп

Загрузка...

Андрей Курпатов: «Головоломка» духовных скреп Всего реплик: 49 Участники дискуссии: Владимир Генин, Anna Bistroff, Сергей Кондрашов, Таня Ратклифф, Андрей Курпатов, Анна Квиринг, Александр Шевцов, Сергей Семенов, Леонид Просветов.

Сноб Курпатов, головоломка - сноб Курпатов Духовных Скреп

Вот что за странные люди? Начальник сказал, что кровь из носу нужны «скрепы». И все засуетились, забегали. Инструкции-то нет. В результате законодательная — не то паника, не то аврал. Кроме запретов ничего не выходит. Мнут историческую писю, елозят на остатках культуры, приседают в спортивно-фанатском энтузазизме. Все без толку! С другой стороны, Россия, очевидно, сосредотачивается... — как надо, как заказывали.

Дальше «духовность».

 

Загрузка...

Читайте также (нажмите для перехода, откроется в новой вкладке):

 

«Святейший Владыко» Владимир Михайлович — с чувством юмора, надо признать, человек — издевается: то про курсы валют рассказывает, то про происки Запада, то про аборты, мультикультурализм и посевную... Черт ногу сломит! Так что «духовность» — это теперь у нас что-то вроде поттерианской «авады кедавры» (убивающего заклинания, без возможности противодействия): никто же не понимает, о чем речь, а потому все растеряны, растревожены и бьются в духовной конвульсии. Блеск!

Короче говоря, перед нами вовсе не знаменитое черномырдинское «хотели как лучше, получилось как всегда», а четкий, хорошо продуманный и виртуозно реализованный план. Из старого, но проверенного сундука вынута знаменитая отечественная побасенка «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что...» Вынута, вычищена и пущена вход: мол, дорогое народонаселение, займи себя уже, наконец, чем-нибудь и не мешай, ради Христа, процессу государственного управления.

Схема стара как мир: если непонятно, что с «этим народом» делать, — организуйте ему тотальную самозанятость! И прошу оценить подлинный гуманизм нынешней государственной политики — не «революционный террор», не поиски «врагов народов» с перекрестным взаимодоносительством, а просто головоломка духовных скреп.

Вот, собственно, о «Головоломке» я бы и хотел сейчас рассказать.

* * *

Честно говоря, проблема «духовных скреп» меня лично не смущает. У меня духовная скрепа есть, и я даже могу ее предъявить: Софья Андреевна, 11 лет.

«Духовность» моей скрепы в ее несомненной парадоксальности. Парадоксальность — обязательное условие духовности (должно быть нелогично и необъяснимо, иначе это уже не духовность, а бесстыдный разум). Вот судите сами: мы с детенышем друг друга любим, но у нас нет ни единой точки соприкосновения. Совсем. Бывает смотрим друг на друга, как два барана на двое новых ворот, и оба в недоумении. Не знаю, как такое могло получиться (это с половиной-то идентичного генома!), но вот факт. Так что «духовность» у нас налицо.

Впрочем, эта наша несовместность совершенно не мешает Софье Андреевне вить из папы веревки любой формы и сложности — я вьюсь вьюном и категорически не понимаю, как это у нее получается. Причем достаточно только выражения глаз! Печаль этих серо-голубых озер побуждает во мне бешеную активность, радость в них — бесценна («за это можно все отдать, и до того я в это верю»), гнев — вызывает у папы панику, страх — бескомпромиссную волю сотрудника службы 911... То есть совершенно реальная «скрепа», без балды — и хочешь сказать ей «нет», а не можешь. Фундаментальная такая мощь.

Но иметь настоящую «духовную скрепу» (должен предупредить всех желающих) — серьезное испытание. Софья Андреевна, например, обожает ходить в кино, а ее папа посему долго тренировал умение спать под разнообразный долби-сурраунд. Я проспал все — от первого полнометражного «Винкс» и «Кунгфу-панды», до «Поттеров», «Хоббитов» и последних «Мстителей».

— Папа, смотри — Печалька! — весело кричит ребенок с заднего сидения автомобиля. — Такая миленькая!

Я уже понимаю, что ничего хорошего мне это «миленькая» не сулит. Послушно поднимаю глаза и вижу над головой огромный билборд пиксаровского мультика.

— Со-о-о-ня-я... — это обязательный жалобный стон отца, готового уже, впрочем, на все грядущие муки ада.

— Зато ты выспишься! — торжественно обещает ребенок. Она тоже умеет обо мне заботиться.

Устроившись в кресле кинозала, я начинаю мерно дремать под бесконечность рекламной продукции пиндостанского Голливуда. Это главная секретная скрепа, духовно обымающая все наше трудоспособное население. Владимир Михайлович со своим «Словом пастыря» в очень утреннем эфире «Первого канала», понятное дело, такой скрепе не конкурент в принципе. Впрочем, мне все равно, под что спать.

Вдруг чувствую — ребенок заерзал и подался вперед. Не к добру. Я осторожно приоткрываю один глаз... Фильм уже начался, на экране девочка, ей одиннадцать лет, и она, как и Софья Андреевна, находится в процессе переезда из одного города в другой. Все понятно — катастрофа! — сейчас начнут рассказывать про расставание со старыми друзьями, кризис дезадаптации, возможные трудности в новой школе... В общем, травмируют, сукины дети, моего ребенка, а мне, вражья сила, не дадут выспаться. Придется смотреть и готовиться к будущей психотерапии собственного чада.

Злонамеренный пиндостанский заговор — не иначе!

* * *

Итак, «Головоломку» я посмотрел. Пересказывать не буду, но прорекламирую от души. Впрочем, куда важнее понять даже не то, о чем этот мультфильм, а то, как он вообще появился на просторах Пиндостана (особенно в свете столь актуальных для нашего отечества духовных скреп).

Почти весь фильм мы наблюдаем за тем, что происходит внутри головы (Inside Out — оригинальное название фильма) девочки Райли. Нам показывают работу оперативной и долговременной памяти, механизмы внимания и забывания — все очень весело и со вкусом. Кроме «воображаемых друзей», трогательного «мемориала плюшевых зверей», «телестудии сновидений», «зоны дежавю» и т. п. фильм полон самых разных неочевидных нейрофизиологических примочек. Например, действительно забавный «луч прожектора» сознания, о котором впервые заговорил еще наш незабвенный Иван Петрович, а соответствующую теоретическую модель разработал впоследствии другой великий нобелевский лауреат — Фрэнсис Крик (один из «пап» ДНК). Ну, прикольно же!

Нам рассказывают о «нейропластичности», «зеркальных нейронах», «уровнях психики», «механизмах научения», «трансформации воспоминаний» и т. д., и т. п. Причем не грузят соответствующими терминами, а пишут, так сказать, на подкорку — по-пиндостански пропагандируют: заинтересовывают, увлекают, раздвигают границы понимания. У Pixar и правда получилась не «головоломка», а идеальное учебное пособие — красочная и талантливая иллюстрация лучших и самых современных работ по нейропсихологии (тех самых, которые Дмитрий Борисович Зимин, будучи агентом иностранной науки, еще недавно, в не столь скрепные времена, издавал в России).

Из «Головоломки» мы узнаем, что «субъект», каковым мы себя гордо мним, — абсолютная фикция. В действительности мы состоим из множества элементов, совместная работа которых и создает у человека устойчивую иллюзию его «личности». «Лично я не целокупен» — это классический тезис великого Жака Лакана. А вот вам — для его осознания — уморительная дискуссия Радости, Печальки, туповатого Гнева, Страха и Презрения. Конечно, у нас в голове и таких-то субличностей нет (все, мягко говоря, сильно сложнее), но по существу — правильно. И это то, что про свою «личность» (а не про «душу» и «духовность») человек XXI века должен знать. Вот, например, Даниэль Канеман узнал, приложил к экономике и получил за это Нобелевку.

И хорошо, кстати, что это история не «тети Райли», а именно «девочки Райли»: нам показывают, как в процессе взросления радикально меняется психическая структура человека, как мы превращаемся из примитивного зверька (очень «миленького», по оптимистичной версии создателей фильма и Софьи Андреевны) в сложное «культурное животное». Да-да, животное из нас никуда не исчезает, а только окультуривается — это тоже, кстати, показывают в «Головоломке» блестяще. И хочется в эти моменты встать посреди кинозала и в пол поклониться Льву Семеновичу Выготскому — вот везло же нам с соотечественниками! Непонятно только, почему им-то все время не везет с отечеством. Но это уже другой вопрос.

В «детском мультике», кроме прочего, много умных шуток. Правда, чтобы поймать эту иронию, иногда надо провести дополнительную умственную работу. Например, сопоставить дивный, бесконечно-красочный мир нашего мозга и полуразваливающийся, раз в день проходящий и никогда не достигающий цели поезд, который авторы мульта называют «мыслью». Это забавно. Столь же примечательна и камера по превращению объемных и живых переживаний — через «дефрагментацию», «абстракцию» и т. д. — в плоские понятия. Да уж, горькая правда жизни усваивается в обрамлении юмора куда лучше.

А еще мой любимый эпизод (не могу удержаться): наши герои, наконец, взобрались на игрушечный товарняк — разбитая, захламленная платформа, «мысль» еле едет, скрипит, качается... В общем, жуткая жуть. И тут Радость (одна из субличностей Райли) случайно спотыкается о коробку, из которой сыплются небольшие кирпичики. Девочка старательно пытается их собрать и запихнуть обратно. «Все перепуталось», — печально сокрушается она. «А-а, не обращай внимания! — беззаботно реагирует один из местных обитателей. — Их постоянно путают!» Напрягите в этот момент зрение: на кирпичиках написано — «факт»...

В общем, это не фантастическое путешествие по мозгам на нанороботе (в духе какого-нибудь «Доктора Кто») и не анатомическая экскурсия по базальным ганглиям, префронтальной извилине, ретикулярной формации и мозжечку. Нет, это самая настоящая — наша с вами — жизнь, которая — сюрприз! — происходит не во внешнем мире, как мы привыкли думать, а Inside out — непосредственно у нас в голове.

Да, жизнь человека разумного — и не нужно питать никаких иллюзий — это лишь наши психологические реакции на актуальные события, обусловленные нашим же психологическим опытом. Вчитайтесь — психологические реакции и психологический опыт. Ничего больше! Мы никогда не покидаем собственной головы, все, что мы делаем, чувствуем, думаем — это наш психологический опыт. У нас нет никакой связи с реальностью, кроме собственного психологического опыта. И самой этой реальности для нас тоже нет, кроме той, что дана нам в нашем психологическом опыте.

Впрочем, как бы затейливо и образно я ни пытался все это тут объяснить, я не сделаю это так же хорошо, как — изящно, умно, иронично и тонко — это сделано в «Головоломке».

А знаете почему? Не догадаетесь. Потому что Обама. Ага, он самый — Барак Хусейнович.

* * *

Наш заклятый враг — Пиндостан — прекрасно обходится без всяких «скреп». И не только не разваливается почему-то, но напротив, все в себя вбирает, втягивает, всасывает, подозрительно пухнет и при этом бессовестно хорошеет. Одна скрепа у них, впрочем, есть — 14-я поправка. Но и та с приколом: она не скрепляет, а напротив всех от всех освобождает — начали с негров, теперь вот добрались до гей-браков (не освобождаются граждане только от Закона). То есть, нашими деньгами — это вообще какой-то нонсенс.

Приглядимся к нему повнимательнее. Когда Россия «сосредотачивается» и заявляет о поиске «духовных скреп», США запускают программу BRAIN (Brain Research Through Advancing Innovative Neurotechnologies). Явления эти, по существу, одного и того же порядка — и по направленности (про «дух», про «психо»), и по объему финансирования. Только вот в России эти средства идут на постройку нежилых помещений с крестиками на макушке, а в США — на расшифровку внутримозговых связей. Польза от нежилых строений для человека, на мой взгляд, неочевидна, а вот BRAIN уже в обозримом будущем предложит нам средства борьбы с Альцгеймером и Паркинсоном, аутизмом и шизофренией.

Впрочем, это лишь верхушка айсберга. Дальше будут искусственный интеллект, экзоскелеты, новые способы передачи информации и т. д., и т. п. Себастьян Сеунг и Митио Каку обещают даже интеллектуальное бессмертие (я, впрочем, в данном конкретном случае отношу себя к скептикам). Так или иначе, но изучение работы мозга является самым важным и самым что ни на есть передовым краем современных научных исследований.

Вот почему Обаме не нужны вообще никакие «скрепы» для процветания Пиндостана. Ему достаточно, чтобы Голливуд снял разъясняющий проблему мультик, а Конгресс одобрил плевый грант (всего какие-то 100 миллионов долларов). И Штаты — по доброй своей традиции (ровно так они и заполучили, например, проект «Геном человека») — снова присвоят себе огромное научное движение, которое и так уже находится на пороге величайших открытий. Вот, блин, гении менеджмента! А мы все, как те ежики, жуем, плачем, колемся, но любим неведомые скрепы.

Затратив сейчас на BRAIN средства, сопоставимые, прошу прощения, с бюджетом «Головоломки», правительство Пиндостана скоро будет экономить сотни миллиардов долларов на социальных пособиях и системе образования, на домах престарелых и психиатрических лечебницах. А в обозримом будущем, возможно, и вовсе самоликвидируется — когда расшифрованный и реконструированный человеческий коннектом (система связей нашего мозга) обеспечит общество более эффективным механизмом принятия государственных решений, учитывающим интересы каждого индивида. Это будет мило и очень в духе 14-й поправки.

Но мне как-то совсем не улыбается еще одно вполне обозримое будущее: относительно скоро и неизбежно умная машина пиндостанской коннектомики повстречается с нашей суверенной и самозанятой духовностью... Боюсь, это будет для нас унизительно.

Такая мысль. Такой маленький товарный поезд с «фактами».

Источник: http://snob.ru/selected/entry/94817

 

Сноб Курпатов «Головоломка»: почему стоит посмотреть мультик

Сноб Курпатов «Головоломка»: почему стоит посмотреть мультик

 

«Головоломка» автора Андрея Курпатова, который публикуется в «Снобе», набирает все большую популярность. И речь, в данном случае, даже не о самом мультфильме. Просто, как считают некоторые блогеры, «Головоломка» полна всяческих вредных для сознания сцен, кадров, главных героев. На самом деле, мультфильм очень качественный. За идею автору можно смело ставить высшую оценку. Главные герои мультика подобраны очень правильно, их образ как раз и передает задумку автора, его настроение. Несмотря на то, что «Головоломка» стала объектом разногласий, все-таки ее стоит посмотреть. А воспринимать его следует не только как красочный современный мультик, но, прежде всего, как социальный, психологический сюжет. И следует быть очень внимательным, дабы не упустить какую-нибудь мелочь, ведь без нее может потерять смысл вся история.

Что касается критики Курпатова, то во многом можно смело утверждать, что она является необоснованной. Автор сумел передать то, что хотел, при этом, сделав сюжет занимательным и абсолютно безобидным. Наши критики привыкли во всем находить какую-то провокацию. В данном случае все заявления об асоциальности, приверженности к политическим взглядам и прочее, попросту неуместны, и даже, можно сказать, глупы. Многие считают, что просматривать «Головоломку» детям нужно строго запретить, ведь мультфильм якобы может навредить их воспитанию и психологическому состоянию. Вместе с тем, стоит еще раз напомнить, что на протяжении всей работы на экранах не появляется не одной откровенной сцены, не прозвучало никаких неприличных высказываний и прочее. 

Мультфильм на самом деле очень добрый и повредить он ребенку попросту не может. Другое дело, что посмотреть его рекомендуется и взрослым. Помимо того, что он очень красочный и добрый, «Головоломка» еще и познавательный, умный мультик. Порой стоит подумать, прежде чем воспринять тот или иной отрывок. Мультфильм отлично развивает интеллект и способность мыслить. А потому посмотреть его стоит каждому, кто хоть немного им заинтересовался.

Источник: http://glavlist.ru/shou-biznes/2797-snob-kurpatov-golovolomka-pochemu-stoit-posmotret-multik.html


Скопировать и поделиться:

Анонс: Сноб Курпатов, головоломка - сноб Курпатов Духовных Скреп Андрей Курпатов: «Головоломка» духовных скреп Всего реплик: 49 Участники дискуссии: Владимир Генин, Anna Bistroff, Сергей Кондрашов, Таня Ратклифф, Андрей Курпатов, Анна Квиринг,

Читайте также:

Ключевые слова статьи: сноб курпатов головоломка.
© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » Сноб Курпатов, головоломка - сноб Курпатов Духовных Скреп