Какой будет реформа местного самоуправления в Украине?

Загрузка...

Что получает город от реформы? Как изменятся отношения между местной и государственной властью? В чем минусы федерализации? Редакция Postpaper побывала на II Форуме местного самоуправления и поспликувалась с автором реформы, Юрием Ганущаком.

На прошлой неделе во Львове состоялся Второй Всеукраинский Форум местного самоуправления , на котором активно обговрювалась необходимость предоставления более широких полномочий местным органам власти в сферах местного экономического развития, финансирования, градостроительной политики и возможности внедрения электронного управления. На Форуме был представлен проект реформы местного самоуправления в Украине, автор реформы - Юрий Ганущак рассказал в чем она будет заключаться.

Юрий Ганущак - один из разработчиков Бюджетного кодекса и участник группы экспертов Совета Европы по вопросам внедрения Хартии местного самоуправления. Автор нынешней реформы. Далее прямая речь автора законопроекта: Юрий Ганущак

Децентрализация

Реформа местного самоуправления предполагает, что по сути он родится.Эта реформа - это прежде всего децентрализация власти. С философской точки зрения, власть, государство - всегда имела монополию. Это огромная система принуждения и так далее. Децентрализация означает, что эта монополия определенным образом ломается, то есть власть, условно говоря, можно разделить на государственную и на местное самоуправление, которое в свою очередь тоже делится на параллельные власти. При федерализме местное самоуправление заканчивается на уровне субъекта федерации. То есть государство, есть земля или штат или что-то подобное. А уже внутри власти штата диктует свои законы для самоуправления: городу и на субрегиональном уровне. Децентрализация предполагает то, что фактически сразу минуя региональный уровень передаются полномочия на каждый уровень (область, район, община), причем они не пересекаются. И все получат эти полномочия по закону, не имеет иерархии. В принципе, оно уже есть примерно так - 10 лет назад был принят Бюджетный кодекс, где было фактически разведены эти полномочия. Садовый, например, плевать может на областной совет, потому что он от них никак не зависит. Этот этап пройден. А те федералисты хотят, чтобы этот этап был свернутый назад. Нормальные городские головы должны быть категорически против этого.

 

Приближение предоставления услуг к людям

Децентрализация предполагает также, что каждый уровень должен быть способен выполнять те полномочия, которые ему предоставляются. И вот здесь как раз необходима реформа административного устройства. Потому что 95% сельских советов, что существуют - могут выполнять те полномочия, которые должны предоставляться на базовом уровне. Во-вторых, у нас есть 11 тыс. Сельских советов и 27 тыс. Сел. Ну какие права у тех 16000? Эта ситуация ненормальная. Реальные функции выполняет сельсовет? - Дерибанить землю в свою пользу. Все решения все равно проходят в районе.

 

В районе сейчас мэр и председатель райадминистрации друг с другом воюют.Чтобы этого не было, госадминистрации будут присутствовать только в крупных районах - их будет всего 100 (сейчас 490 районов). В то же время реформа предусматривает приближение центров предоставления услуг к людям, где нет госадминистраций. Если у нас сейчас 490 районов и 170 городов областного значения то станет 1400 общин. Фактически район делится на 2,5.Здесь будут предоставлять базовые услуги, которые больше всего нужны людям: это прежде всего благоустройство территории, ремонт и содержание дорог, обучение, лечение, функции государственных органов, безопасность, социальная защита, регистрация актов. Сельские советы сейчас фактически не способны на это все. Поэтому потребности в тех сельских советах, которые сейчас существуют, не имеет (т.е. вместо 11 тыс сельских советов будет 1400 общин, зато в каждом селе будет староста).

Все это Промоделирован в каждой области силами облгосадминистраций. Такой подход решает целый ряд проблем, прежде всего экономических - снимаются административные барьеры для прихода инвестора, потому инвестор в мелкие сельские советы менее 3,5 тыс в принципе не появляется, там не появляется ни активности, даже мелкой перерабатывающей промышленности. Здесь снимается административные барьеры и как ни странно снимается демографическая проблема. Это единственный способ спасти село от вымирания - далее 15 км от города люди собираются и уезжают. Идет опустошение сельских территорий. Реформа предусматривает приближение центров предоставления услуг в среднем до 11км в сельской местности.

 

На район, более высокий уровень, предоставляется кроме функций госадминистраций то, что на базовом уровне эффективно не может будет предоставлено. Здесь, в частности, будут созданы большие госпитальные округа (предоставление медицинских услуг второго уровня).

 

Что дает разделение полномочий?

Снижение коррупции - потому что префект не имеет доступа к деньгам, а местное самоуправление не может эти деньги тратить как хочет, так как на страже сбоку стоит префект.

Рост законопослушания . Чаще всего люди голосуют не за лучшего в смысле менеджмента, а как говорят в пословице, «кто выше бьет, тот лучше играет». С этим как-то надо бороться. Как раз придумали эту схему - все равно кого выберут, даже если дурака, но через полгода он все равно становится законопослушным. Потому что ему ноги переставляет префект. Конечно, сковывается инициатива городского головы, потому что у него есть множество законных способов решить вопрос, но при этом он берет на себя все политические риски.

Спасение от сепаратизма . Если говорить о прямых выборах губернатора, а это фактически федерализм, они предполагают, что человек получит большие полномочия, здесь не имеет местного самоуправления, председатель ОГА по сути отдаляется от государства. По реформе, председатель ОГА не получает таких полномочий - его назначают из центра, формально назначает президент, но на самом деле это номенклатура правительства, фактически он представляет государство здесь на территории. Чтобы он как говорится, не сросся с местной элитой, его меняют каждые три года, как в дипломатии - переводят на другое место. Губернатором должен быть абсолютно аполитичный человек - это карьерный чиновник и законопроектом предусмотрено, что он не только не может быть членом партии, он не может баллотироваться год после того, как ушел с должности, чтобы забылось, что он имел какое-то статус в то же время имел одинаковые условия по сравнению с другими претендентами.

Появление местных налогов и сборов с возможностью регулировать ставки . Один из признаков того, что местное самоуправление существует, это когда городской совет (или областной, или районный, преимущественно городская) имеет свои налоги и сборы, и может регулировать ставки этих налогов - в первую очередь налоги на недвижимость и на землю. И это политические риски - налогообложение своих же жителей. На страже этого решения - вся мощность государственных принудительных органов, в частности, прокуратуры. То есть депутаты теперь не идут решать свои вопросы, им тоже нужно принимать решение, иначе они рискуют выступить против своих избирателей. А если они не примут этого решения с налогами - это не будет чем финансировать коммуналку, хозяйку в городе. По такому принципу работает мир.

Эти элементы - есть сущность этой реформы, которая будет начинаться. Если ее не будет сделано, у нас в принципе не имеет шансов приобщиться к ЕС.

 

Эффективность работы чиновника

Реформа административного устройства и децентрализация делают сравнительный административно-территориальные единицы. Когда есть большие районы (включающие мин. 150 тыс. Жителей), можно сделать обследование - насколько работа чиновника требуется. Сейчас это сделать невозможно, потому что есть Шацкий район, где проживает 5000, а есть Тячевский - где 180000. Это огромная разница, как сравнивать? Поэтому все кадровые решения, которые сейчас принимаются - они абсолютно субъективные, потому что их нельзя сравнить между собой.

 
Распределение средств

Что касается распределения бюджета, сама система кардинальных изменений не претерпит. Это очень примитивный подход, если говорить о формировании бюджета снизу. Вот город собрало 100%, а затем решит - отдам государству несколько. Формирование бюджета снизу - это все мифы, так государство не устроена. Государство устроена иным способом: эти налоги мои, а эти - твои.Здесь ключевой вопрос по местным налогам - введение мощных, неприятных налогов или на землю или на недвижимость, которые будут платить все, политический риск от которых лежит на местной власти.

 

Будет ли принята реформа?

Это как в математике, если начали делать это - дальше должен делать это, иначе никак. Поэтому если реформа будет воплощена, она будет воплощена именно так, а никак иначе. Ярким демонстрационным фактом для меня станет принятие закона о Киеве. Вот сейчас в Киеве будут выборы, а там не сбалансирована власти - не имеет разграничения полномочий между городским головой, который возглавляет исполком и главой госадминистрации, который является представителем государства. Закон, разделяющий эти полномочия давно зарегистрирован, его надо принять как можно быстрее. Если его принимают, значит государство заявило - эта реформа будет. Если не принимают до 25 мая, в таком случае - это имитация.

Здесь можно будет та же история, как когда-то с Бюджетным кодексом, автором которого я являюсь. Какие детали не будут зафиксированы, например, статус председателя ОГА. То предлагается в законопроекте слишком прозрачным и слишком четко формализованным. У нас назначения происходят непрозрачно и неформализованные. Но если систему запустят как таковую, очистку аппарата будет. Все равно на места будут приходить все лучшие и лучшие люди.

Эта реформа очень благодарной - ну кто выйдет на защиту бюрократов, которых увольняют. Все Страшко, что система рухнет, пускают люди, которые не хотят сокращений. Потому что ни одна бюджетная настоящая учреждение - больница, школа - не закрывается. Фактически происходит только перетряска государственного аппарата. Она безболезненная, но ее страшно боятся бюрократы, но нужно исходить из того, что в бюрократа каждые 5 лет и так землетрясение - выборы.

По словам Юрия Ганущака, автора законопроекта по местному самоуправлении в Украине, реформа соответствует Европейской хартии самоуправления.Моделирование и теория как ее воплощать была разработана в Украине.Анализировались ошибки и преимущества реформы в Польше, которая была проведена еще в семидесятые годы, опыт ряда других европейских стран, в частности Швеции и Дании.

Что ожидать от проведения реформы: опыт Болгарии
Гонка Чавдарова, исполнительный директор Национальной ассоциации муниципалитетов Республики Болгария, была у истоков реформы местного самоуправления в Болгарии и рассказала, как воплощалась реформа там:

«Реформу в Болгарии было начато в 1991 году и она продолжается до сих пор. Следует понимать, есть разные этапы децентрализации. Если говорить о политических и административные реформы, а это заняло у нас около 5 лет, мы выбрали простую систему, один уровень самоуправления - это муниципалитет. Эта реформа была дешевой для наших налогоплательщиков, потому что не было создано лишней бюрократии.

Более длительный процесс - это процесс децентрализации компетенции, на это ушло 15 лет. Потому что сначала шла децентрализация ответственности, затем шла децентрализация прав и сейчас только началась децентрализация ресурсов.Очень правильно говорить о децентрализации как о процессе, ее невозможно провести сейчас, немедленно. Местная болгарские власти имеет большие планы на новый этап нашей реформы - финансовой децентрализации. Во всех странах - это последний этап, ведь деньги даются тем, кто умеет ими пользоваться.

Надо делать поправку на наш регион, думаю актуально и для Украины. Реформа проводится долго. Очень часто она приостанавливается и когда растет давление на власть, происходит ее рестарт. Так что вы должны быть готовы к этому тоже.Главная проблема - психология централизации. Вирус централизма намного хуже, чем все компьютерные вирусы вместе взятые. Есть такое хорошее выражение на русском - «сам не живет и другим не дает». Так получается, что центральная власть не может управлять эффективно, так как этого хотят люди, но и местной власти не дает возможности что-то изменить. Причем все время создаются новые барьеры - это экономический кризис, то землетрясение, то еще что-то - все время реформа откладывается ».

Загрузка...

Скопировать и поделиться:

Анонс: Какой будет реформа местного самоуправления в Украине? Что получает город от реформы? Как изменятся отношения между местной и государственной властью? В чем минусы федерализации? Редакция Postpaper побывала на II Форуме местного

Читайте также:

Ключевые слова статьи: реформа, управление, Украина, 2015, доклад,.
© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » Какой будет реформа местного самоуправления в Украине?