30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре

Загрузка...

30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре, его спектакли и актеров. Последний раз основательно и «за жизнь» мы беседовали с режиссером Владимиром Щербанем раз перед его отъездом в Лондон четыре года назад.Чем стал театр за годы существования и какой путь прошел вместе с ним его режиссер? Как выглядит жизнь в Лондоне и от каких белорусских привычек пришлось отвыкать? Владимир Щербань, которому в этом году исполнится 40, дает большое интервью.

 


«Пришлось привыкать, что человек в форме - тебе не враг, а город принадлежит горожанам »

30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре

 

Как можно репетировать спектакли по скайпу?

Так же, как и делать это интервью! Конечно, с первым спектаклем было очень трудно. По-моему, это были «Родные и близкие» по Кости Стешика. Спектакль «темный» - актеры практически не освещаются, я их видел в пикселях и понимал только, что пятно пошла направо, другая движется навстречу. Я просил: отнесите меня туда, «поднимите мне веки». Я достаточно эмайцына рэпетую, а тут переходишь на повышенные тона и сразу зависает скайп.Но есть и плюсы: ты должен четко формулировать мысли и держать себя в руках.

Ведь могут и звук выключить.

Актеры так и делают - мол, мы не слышим тебя! Но со временем мы привыкли, и все идет нормально. Много общаемся через Facebook, поэтому может казаться, что мы там круглыми сутками сидим. Нет, мы так работаем.

Я теперь, как айтишники, сижу перед компьютером половину своей жизни. И иногда, когда устаешь от репетиций идет сбой связи, успеваешь какую-нибудь чушь написать в Facebook. Сейчас все сидят в Facebook. И мне нравится, так как холера знает что там происходит! Да, ты можешь настроить, чтобы тебя комментировали только друзья, но это же будет неинтересно!Интересно именно пересечение смыслов, эстетик, всего! Я очень не люблю этого отношения, мол, все девайсы от дьявола, так как вместо живого общения люди сидят в телефонах, не замечают друг друга ... На самом деле наоборот, у человека появилась возможность иметь свое личное пространство.

 

«Если вдруг ледники тают, Темза выйдет из берегов и затопит город, то останется только место, где я сейчас живу»

 

Сложно было устраиваться в Лондоне?

Мы не знали, что мы такие дорогие. В Минске же как - хочу делать спектакль! Завтра собираемся, у кого дом есть? Собрались, сделали, максимум, что потратили, - деньги на проезд. А здесь очень дорого. Нам помогали, не знаю, будут ли дальше, но тот же Кевин Спейси давал свои « тоннели »под репетиции - да, ужасно, громко, шумно, но это была возможность.

Очень повезло, что нас под свое крыло взял Дэвид Лан, художественный руководитель театра Young Vic. Британия - это же монархия, и она тут во всем. Дэвид Лан - король альтернативного театра. И, несмотря на свою занятость, погружает нас в эту действительность со всеми ее плюсами и минусами. В остальном все честно: пиши заявки на грант и будь успешным. Хотя с этим тоже не все однозначно. Пару месяцев назад мне предложили написать в блог The Guardian мои впечатления по поводу британской действительности, театра. Я не удержался и написал как есть. Была большая дискуссия. Ведь творческий человек здесь, по сути, становится мастером заявок на грант. В этом нет ничего плохого, но в определенный момент происходит подмена, ты приходишь в театр и видишь, что все спектакли - одинаковые.

Есть вещь, к которой я никак не могу привыкнуть, - планирование. Мне это напоминает государственную театральную систему в Беларуси. И я с этим боролся, сам «Свободный театр» возражал этому, он был возможностью делать все быстро, спонтанно. А здесь ты должен все высчитывать, и для неврастеник - а все люди из Восточной Европы неврастеник по сравнению с британцами - это тяжело. Но, с другой стороны, ты понимаешь, что если проект берется в разработку, это будет сделано на очень высоком уровне.

 

А случились уже лондонские амурные истории?

Я всегда говорю всем нашим артистам, когда приезжаем в новое место: надо поцеловаться с городом. Это чисто формальная задача: иди в клуб, поцелуй там кого-нибудь - и после этого ты сможешь сказать: да, я знаю вкус этого города.

Какие планы в дальнейшем?

Мы очень хотим открыть здесь свою театральную школу, потому имеем много наработок, воспитать своих артистов, которые могли бы существовать в разных техниках, методиках.

Сейчас инициировали дебаты в Парламенте, посвященные свободе самовыражения творческого человека. Ведь понятно, диктатура диктатурой, однако те процессы, которые сейчас происходят в демократических странах, как во Франции, пугают. Сейчас происходит очень серьезное наступление на иррациональный способ постижения мира. Ведь искусство - это то, что еще не сформулировано, но художники уже чувствуют его задницей. И такие дебаты - исторический момент даже для Британии. Я рад, что мы в нем участвуем.

 

«Любой поворот судьбы мы используем себе в плюс»

 

Нынешний образ жизни, выбранный вами, а навязанный. Это не раздражает?

Если бы вы у меня спросили три года назад, то, конечно, тогда это было трудно. Не хочется сейчас стонать и притворяться героя, есть люди, которые намного более одиноки в своем образе жизни. Ведь у нас всегда была моральная поддержка творческого окружения, своего круга. А кому нужен сантехник в Беларуси? Как ему не спится И не скурвицца, вообще выживать?

Весь театр у нас как бы вынужден, и эстетика его тоже родилась из ограничений. Мы, как японцы, научились выжимать максимум из минимума. Поэтому любой поворот судьбы мы используем себе в плюс. У нас и раньше было много фестивалей, а теперь мы стали частью мирового театрального процесса.

Если ставишь «Короля Лира» в лондонском «Глобусе», то, наверное, как выход в открытый космос, и можно сказать, что достиг всего, да?

Да нет, «Король Лир» в нашем репертуаре возник, по большому счету, случайно. Более того, когда Наташа Коляда, наш художественный руководитель, предложила эту идею, я сначала отказался. Ведь зачем нам «Король Лир», это не наше поле деятельности. Сама идея «Свободного театра» была принципиально иной - мы отказались от классики, сказали, что будем заниматься сегодняшней ситуацией.

Но, с другой стороны, это было предложение, от которого очень сложно отказаться.Постановка должна была состояться в рамках фестиваля Globe to Globe, приурочена к Олимпийским играм в Лондоне. Конечно, амбиция играла: я всегда хотел поучаствовать в Олимпиаде! Возраст уже не тот, чтобы выиграть в стометровке, но хотя бы так. Во-вторых, было приятно дернуть наших номенклатурщиков и представить страну, при том что дома мы играем «по землянках». И только после премьеры я узнал, что для британцев это пик режиссерской карьеры - поставить «Короля Лира». После можешь умирать спокойно.

 

 

Загрузка...

Скопировать и поделиться:

Анонс: 30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре 30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре, его спектакли и актеров. Последний раз основательно и «за жизнь» мы

Читайте также:

© При копировании полного текста или его фрагмента (цитирования), укажите открытую и индексируемую ссылку на сайт-источник (ссылка должна вести на главную страницу или страницу с той статьтей, которую скопировали).

Комментирование записей временно запрещено...

Чтобы задать интересующий вас вопрос - обращайтесь через форму контактов. Внимание! Данный сайт не хранит на своих серверах видео, защищенные авторскими правами, а лишь воспроизводит их из популярных видеохостингов Youtube, Rutube и VK, где разрешено встраивание видео на внешних ресурсах.
Все ролики загружены случайными пользователями социальных сетей или взяты из официальных каналов. Если вы - правообладатель, то выключайте данную функцию в менеджере загруженных видео для того, чтобы запретить показ выпуска / серии на сторонних сайтах.
Также, для удобства просмотра данного сайта, рекомендуется отключить Adblock, который может блокировать элементы навигации на веб-странице. После просмотра какого-либо ролика, который по случайности заблокировал Адблок, вы можете снова активировать работу расширения.
Копирование текстовой информации и фото с сайта разрешено только с дополнительной установкой активной, прямой, индексируемой ссылки на страницу с записью или на главную страницу Newkittyy.ru.

Навигация: » » 30 марта «Свободному театру» исполняется десять лет. За это время мы много писали о театре